Байки
Yesterday

Развесистые правила (байка)

В диалоге о «максимальной подробности правил» не мог не вспомнить байку, как ломанулся в Японию и попробовал там попутешествовать (успешно).


В Японии есть местный почти-монополист локальных перевозок, компания JR. Это штука напоминающая наш РЖД, но исторически протянувшая лапы вообще куда только смогла дотянуться. Не только железные дороги, и не поездами едиными.

- Погладь шинкансен, username!

Вообще — дорого. Иногда сильно дорого. Есть ряд поездов, покататься на которых мне бы (в противном случае) стоило соизмеримо с авиа-перелетами через пол-глобуса. А кататься надо, чего мы, просто так туда приехали, ну.


Для всяких понаехов-гайджинов руководство страны восходящего солнца придумало штуку, JRPass. Это проездной на всякий транспорт, по которому можно примерно всё, и очень задёшево: по сравнению с местными ценами для местных. Во-первых интенсификация туризма, во-вторых приезжий гайджин вспотеет разбираться в местных хитросплетениях.

Локальный подскок до шинки на обычном. Вы такие в онеме видели. Этот до Хакодате, там 2 станции всего.

Хитросплетения могут быть достаточно упоротыми. Например, в Нагое (Nagoya) в одном конкретном направлении идет 4 параллельных одинаковых ж/д ветки поездов, и ходят они примерно одинаковыми маршрутами — но принадлежат разным компаниям. Разные правила. Разные билеты. Обычно в подобной ситуации (в других местах) владельцы как-то договариваются, а вот тут не договорились. Любись как хочешь.

Стоит отметить, что внутри себя JR это тоже не одна компания, а минимум восемь. И все JR. Между собой тоже усердно грызутся; так, например, примерно 10 лет JR East пытался судиться со всеми остальными, что зеленая вывеска JR на станциях — это они придумали, и вообще их товарный знак. Который все остальные не должны использовать без спросу. Так то тейк понятный, но блин, чуваки, это просто зеленая вывеска с надписью «станция». Но не, у нас принцип, самурайская честь же. Решили чем-то вроде корпоративной политики. Но южнее Токио вывески чаще желтые.

Автобусы, которые иногда тоже можно

Местные именуют JRPass не иначе как «гайджин-пасс», и вообще штука достаточно полезная (рекомендую): если в глубинке местные видят глупого гайджина с зеленой книжечкой, то с большой вероятностью бросят ряд своих дел и пойдут ему помогать.

Дурак же со справкой, живой экземпляр.


Так вот. JRPass можно купить только находясь снаружи страны, и минимум за неделю до въезда (раньше так было, по крайней мере). Чтобы местные не прочухали халяву; у меня экономия на покатушках составила примерно 3.5 раза от кассовой стоимости. Пасс насквозь именной, и там даже отмечается (теоретически) чего ты как где катался, но по факту всем пофиг: через отдельные турникеты идешь, машешь книжечкой, максимум проверят что ты вообще едешь туда, куда тебе надо (то есть не ошибся воротами). И что не ломанешься в запрещенные поезда, их несколько.

Это еще хорошо, если турникеты будут (оба поезда тут не JR, понимай наощупь)

Но к Пассу прилагаются правила(ц). Там написано и про запрещенные поезда, и прочая штука. Мне была интересна в части сугубо практической; предполагается, что если JRPass где-то на тебя не действует, то с тебя попросят денег — в обычном случае он готовый проездной, едем бесплатно — а поскольку денег жалко, я пошел их изучать. Better safe than sorry.

Меня ждала хрень, страниц на 35 мелкого почерка.

— можно кататься на поездах JR на станциях JR по маршрутам JR
Окей, это нам бородатым мужикам вроде понятно. Хочется надеяться, что на них же на всех это написано, правда?

— можно кататься со станций не JR, но на поездах JR.
Так… ну на поезде все равно же наверно это написано… или нет?

— можно кататься не только на поездах, но и на автобусах и паромах JR
А на остальных получается нельзя… хреново конечно, но JR ж/д компания, вроде понятно. Получается, у них еще и автобусы есть. Подписаны же?

— можно кататься на _некоторых_ поездах не компании JR, если они едут на станцию JR
Епт. А как проверять-то будут? Там же станции нет. Ну видимо на выходе?

— можно кататься на автобусах не-компании JR, если они идут на станцию JR, но только на некоторых
Сцк, вот тут я уже начинаю хотеть список, алё.

— можно кататься на поездах не-JR, если у вас следующая стыковка с поездом JR
Чудны дела твои господи, но там вроде понятно, просто наверно в поезд не посадят если нельзя

— если поезд не-JR совмещает маршрут с поездом JR, то могут попросить денег за часть маршрута, которая не-JR
Блин, а поконкретнее-то не?

— можно кататься на поездах JR, но не на всех (кроме двух), но можно также кататься и на них, если у вас нет иного варианта и там есть места
Вы упоролись? А понять-то это я как должен?

— можно кататься на поездах не-JR, если вам разрешил начальник станции или tourist office
Че бл.ть?

— можно кататься на поездах не-JR, если вы уже продолбали свой поезд-JR, который шел (бы) по тому же маршруту
=о.О=

— могут попросить денег, если поезд JR между станциями JR идёт по рельсам, которые не принадлежат JR…

На этом моменте на примерно 26й странице я, признаться, начал истерически ржать. Представив себя в картине, когда я где-то в епонских пердях пытаюсь выяснить принадлежность рельсов. Прямо у чугуна, в диалоговом режиме.

Без стакана не разберешься. Но сам город Саппоро, похоже, и не трезвеет. Да и Токио местами не отстаёт.

Прикол разруливался просто: ребята искренне хотели сделать штуку для людей — и у них это вполне получилось — но перегнули с развесистостью, и закопались в вариантах. Получилось все равно неплохо. Просто как функциональный документ оно не очень работает, заставляет ржать. Правильный вариант выглядел бы так:

— можно почти везде (особенно где написано JR)
— где нельзя, тебе скажут
— если нельзя, предложат варианты
— если вариантов нет, то помогут, даже исключения сделают

И всё. Причем в реале оно так и работает. Несмотря на то, что юридически оставляет массу возможных толкований, практически — сильно полезнее и подробнее описывает ход событий.

К примеру, когда мне понадобилось доставить свою задницу из Шимоносеки до Токио в сжатые сроки, прям главный по станции пошел и собрал (распечатал) мне готовый маршрут, причем один из поездов в Осаке был бы не-JR. Но у него есть доступ к «чужому» расписанию и GDS, прямо так мне и сказал: будут вопросы — покажи распечатку. Но вопросов не было.

Так то поезда подписаны на табло, но реально по гайджинам решает attendant, который как наш проводник

Была поездка в «запрещенном поезде» и полтора часа бухаловки в компании топов японских корпораций в табачном дыму прямо в вагоне скоростного поезда. Я ж так, чисто посмотреть. Это уже другая история.


В общем, правила любой степени развесистости — это еще не катастрофа, но не стесняйтесь сделать практическую часть для людей. Тактическую тоже. Касается много чего.

Байки.