Рецепты
November 11

Бюрократия или нет

— Вот ты про доки пишешь. Бюрократию мы и сами можем наплодить.
Как это всё должно реально помогать, а не стать ведром воды с бумагой?


Ждал этого вопроса и да, «выношу из комментов», нравится мне это дело.
Особенно нравится тем, что в хорошем вопросе уже есть половина ответа.

Любая бюрократия всегда придумает доказательства своей нужности и «эффективности»: собственные метрики, отчеты, само-презентация.

Правильный вопрос и сомнение заключается именно в практической, прикладной нужности: не документо-писателям, а реальному рабочему процессу.

Вот вам первый простой ответ. Для каждого дополнительного документа должно быть прямо и непосредственно понятно, как именно он приносит пользу, и какую проблему решает.

Все остальные (для которых проверка не выполняется) по умолчанию записываются в балласт и бюрократию. Их надо или убрать, или доработать. Пользу всегда надо доказать, и уметь ее доказывать, с примерами и с практической частью.


Первый критерий: функция

Поэтому я много где делаю оговорку именно про функциональные документы. Документы, для которых есть конкретная схема их использования. В заданном случае, заданном контексте, к заданной задаче.

Они не всегда обязательны, и не все документы такие. Но с функциональными документами сложнее накосячить.

Если у вас должен появиться и получиться функциональный документ (вы это знаете, и вы так решили), а пока в руках какая-то вода и только теоретизирования — нет, так не годится, сделали что-то не то.

В общем случае, для «документов» должно быть понятно и даже прописано:

  • для чего он
  • какую задачу решает / проблему адресует
  • как им пользоваться
  • когда им пользоваться
  • кто его использует / кто обязан, кому обязан

Не стесняйтесь прописать это в самом документе.
Пример:

  • Здесь написано о том, чем мы руководствуемся в своих инженерных решениях.
  • Чтобы наши решения работали предсказуемо, со стандартами качества и единообразно.
  • Написаны общие принципы, и предметные чеклисты. Принципам надо соответствовать, чеклисты надо проверять.
  • Любое инженерное решение, которое мы выкатываем наружу или внутри, нужно сверить с этим документом, а расхождения — обработать и адресовать.
  • Используется всегда, пока явно не указано обратное (с причиной).
  • Любой сотрудник любой инженерной группы и компании целиком должен руководствоваться этим документом и имеет право предполагать, что коллеги делают точно так же.
  • Расхождения между желаемым (документ) и действительным (реальность) должны быть выявлены, и получить план по исправлению
  • Расхождения может заметить и отметить любой сотрудник, а контролировать соответствие и исправлять — руководители инженерных групп и их подчиненные сотрудники

Вот вам практический пример, отвечающий на вопрос «как конкретно эта штука должна у нас работать». Написано конкретно, понятно, и лежит в предсказуемом месте (прямо в документе). Сказать «я не в курсе был» уже не получится.

Не следует рассчитывать на то, что ваши документы автоматически пойдут и «заработают» сами. Они просто буквы, они никому ничего не должны.

В этом примере пункты еще недостаточно подробные, чтобы быть готовой инструкцией; тем не менее, они описывают, что «с этим всем» описанным следует человеку делать, и как. Подробные детали уже далее можно найти в процессе («пофиг как», лишь бы результат) или прописать отдельно уже предметными руководствами (когда «не пофиг, как»).


Функция и функциональность может существовать не для конкретной бумажки, а для конструкции целиком. Но она должна быть.

Пример конструкции:
— есть стандарт (ГОСТ) чего угодно, он определяет требования и результаты
— есть нормы (СН), они определяют принципы и подходы, чтобы соответствовать требованиям
— есть договор и/ли регламент, у него есть функция: надо делать по нормам, чтобы результат соответствовал стандарту

Первые два существуют отдельно от вас, а регламент вы самостоятельно осознанно на себя возложили. Могли не возлагать? Может да, может нет. Но если приняли такое решение, вот у вас есть функциональный документ с обязательствами, которым вы соответствуете (у этого решения есть причина, цель, критерии и скорее всего польза).


Второй критерий: польза

Следом вторая проверка. «Как это всё должно помогать», из исходного вопроса.
Вот вы мне и ответьте. Любой документ, принцип, подход, регламент, должен уметь приносить пользу и описание, как конкретно он должен это сделать.

Если очевидной пользы нет (и вы ее не можете внятно сформулировать), значит надо пойти подумать более одного раза, нафига вам это надо.
Польза во многих случаях логически следует из функции.

Документ делает: это, чтобы получить: вот это, чтобы: что?
Эффект должен достигаться и проверяться.

Польза должна быть конкретной и целевой.

  • конкретная: в чем именно заключается полезное действие, и как оно соотносится с затратами. Потому что бюрократия не бесплатная, процессы не бесплатные. Люди и задачи не бесплатные. Если дрочки явно больше чем пользы, конкретность страдает — сумма отрицательная. Хочется положительную (и кстати, как вы собираетесь её мерить?).
  • целевая: кому конкретно эта польза должна поступить. Причем в рабочих процессах и в целевой функции в разрезе бизнеса, а не самим бюрократам чтобы оправдать собственную нужность. Регламенты ради регламентов, и процессы ради процессов — достаточно вредная и весьма дорогая затея. Бывает так, что пахать придется одним, а пользу получат другие. Так бывает, структуры сложные; но сделайте это как минимум понятным и прозрачным.

Ограничения и рамки нужны для увеличения пользы, не наоборот.

В чем измерять — смотрите сами. В человеко-часах, в деньгах, в затратах, в рисках. В показателях запаса, потока, динамики, площади. В классических попугаях. Главное, чтобы у вас была выбрана линейка, для сравнения «больше-меньше», «лучше-хуже», и эта линейка не изменялась на дистанции.

Мерить пользу «вчера в деньгах, сегодня в часах, завтра в рисках» — вот так нельзя. Величина и подход должны обеспечивать сравнимость (а больше ничего не должны).


Третий критерий: практичность

Документы предполагают рамки, ограничения и требования. Так надо, так не надо. Так хотим, так не хотим.

Если бы у вас практика уже соответствовала вашим представлениям о прекрасном, вам и документы нафиг не нужны — зачем, всё и так хорошо, очевидно же. Значит, практика или уже отличается, или может отличаться. А это риски и потенциальные проблемы. Проблем вы не хотите.

Практичность — это про описание жесткости требований к практике. И у жесткости есть кривая эластичности.

  • Слишком жесткие требования = «бесполезный закон», жесткость которого компенсируется невыполнимостью (и на него кладут болт, ввиду оторванности от реальности).
  • Слишком мягкие требования = забавная «хотелка», которую игнорируют ввиду необязательности (кладут болт, ввиду отсутствия ответственности).

Истину придется искать посередине, и в процессе корректировать, подкручивать.

Я от себя обычно все равно советую (для начала) степень практичности medium rare, «recommended», ниже среднего. И в реакционном режиме.

Типа: вот есть документы, мы хотим, чтобы здесь работало вот так. Если почему-то не работает вот так, попробуйте к этому прийти. Если не получается — предположим, так бывает.

Но если к вам пришли конкретные люди, явно ткнули пальцем в рекомендацию, и сказали «вот здесь точно надо сделать как написано» — значит, надо без отговорок пойти, и сделать как написано (проблематика сработала).

Это приводит нас к заключительному критерию:


Критерий maturity

До документов, регламентов и процессов надо дорасти. Не потому, что «у всех больших пацанов есть». А в тот момент, когда у вас проблемы от их отсутствия начинают ощутимо портить вам жизнь и растить операционные проблемы.

Проблемы вы решаете инструментом; не заранее, а по необходимости.

— Лампочка должна захотеть меняться
(шутка из области психоанализа)

Обычно лампочка меняться не хочет. Бардак несущий, разброд ситуативный, исполнители чего-то делают и оно как-то работает.

Дальше наступает «подростковый возраст», когда выясняется, что бардак чреват непредсказуемостью, разброд — непрозрачностью, а «чего-то» и «как-то» требуют формализации. Дальше надо не «как-то», даже от чистого сердца, а нормально.

Хорошие подходы становятся best practices, операции — инструкциями, критерии — чеклистами, ожидания — регламентом, цепочки — процессами.
Подростковый бунт («шапку надень — ну мааам!») и неизбежные острые края нужно пережить, осознать пользу, донести её до людей.

Осознанное решение «нет, нам тут пока рано в формализацию», не доросли — это нормальное решение.

Иногда разные части, отрасли, отделы, сферы растут и взрослеют в разном темпе. Некоторые не взрослеют никогда, им важно оставаться экспериментальными, со всем сопутствующим бардаком (у которого есть смысл и профит). Окей, тоже не беда. Каждому своё и в свое время.


В сухом остатке: если бюрократическая часть не проходит указанные критерии — её нужно или выкинуть, или переделать (выкинуть и переделать).

Не надо стесняться заново оценить, и даже выбросить неоптимальное. Мир меняется, потребности меняются.

«Если твоя философия не решает твоих проблем — выбрось ее кху ям»
(древняя мудрость).

Hope that helps.